Интервью: Пророк в своем отечестве

«ВЕДОМОСТИ» ПРИЛОЖЕНИЕ «ЖИЛОЙ ФОНД»
Архитектура - это своеобразный портрет Дориана Грея, считает московский архитектор Михаил Филиппов: «Сокровенное лицо и характер общества всегда отражаются на фасаде домов, хотят того архитекторы или нет». Филиппов известен в профессиональном сообществе своими резкими оценками в адрес современной архитектуры, градостроительной политики и жизни современного общества в целом. Но важнее то, что его проекты отличает высокий художественный вкус, многие из них отмечены престижными международными премиями.
- Вы прошли путь от представителя бумажной архитектуры до одного из самых востребованных на рынке зодчих. Пришлось ради достижения коммерческого успеха отступать от прежних эстетических принципов?
- Напротив, я строго следую своим курсом. В 1984 г. я представил на международный конкурс «Стиль 2001 года» свою работу, в которой писал, что обычным людям нравится застройка старых городов без современной архитектуры. Где нет современной архитектуры, там они любят гулять. За эту работу я получил первую премию. И именно в 2001 г., мне предложили спроектировать первый дом, который отражал бы сформулированную мною тогда градостроительную концепцию.
- Эксперты в области недвижимости считают, что предпочтения - современная или классическая архитектура - делятся в пропорции 50 на 50.
- Люди могут восхищаться какими-то отдельными модернистскими зданиями, жить в современном доме, ходить в офис, расположенный в небоскребе. Но когда они хотят отдохнуть душой и телом, то поедут все-таки в Венецию, а не в Орехово-Борисово, хотя воды там не меньше, чем в Венеции. В Венеции нет ни одного листочка зелени, и вода там довольно гнилая в отличие от московских спальных районов. Но 5 млн туристов ежегодно приезжает туда посмотреть на хорошую архитектуру на воде.
Это касается и Парижа, и Лондона, и Рима, и Петербурга: все хотят гулять в старом городе, а вот в Новый Рим ни одного туриста силой не загонишь, потому что он строился в 1960-е гг. и там не на что смотреть. Когда до меня это дошло, я стал везде, где бы ни путешествовал, писать акварели на тему старого города. Рисовал одновременно и пейзажи, и свои фантазии. Старался поймать специфику старой застройки. Это как поймать Жар-птицу за хвост. Мне эти акварели помогают, когда я начинаю работать над новым проектом.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2011/06/06/261592

Источник: «ВЕДОМОСТИ» ПРИЛОЖЕНИЕ «ЖИЛОЙ ФОНД»