"Хочется запретить строительство в центре"

Forbes
Кризис не изменит российскую архитектуру, а погубит ее, считает глава архитектурной мастерской "Сергей Скуратов Architects" Сергей Скуратов - один из самых дорогих московских архитекторов, если судить по стоимости объектов, которые он проектирует. В интервью Forbes он рассказывает о том, как в центре Москвы появляются некрасивые здания, и о том, может ли архитектор с именем работать по госзаказу. Из-за кризиса заморожено уже немало московских строек. А как он сказывается на работе архитекторов? С начала кризиса, с сентября, мне не позвонил ни один новый клиент, а раньше было по 10 звонков в день. И прекратились переговоры с множеством заказчиков, которые велись до кризиса. Кто-то просто прислал e-mail, более вежливые звонили и сообщали, что продолжать работать не могут. На Украине остановились все мои проекты, причем некоторые с большими долгами со стороны заказчика. В Москве заморожено строительство небольших проектов: например, шестиэтажного жилого дома, который на выставке "Арх Москва" 2006 года и ARX Awards 2007 получил призы за лучший архитектурный проект. Четыре месяца не велось строительство небоскреба на Воробьевых горах, пока заказчик, компания "ДОН-Строй", не получила первый транш кредита ВТБ. Мы даже были вынуждены на время распустить бригаду, которая занималась этим проектом. Пришлось на 30% понизить зарплату всем сотрудникам мастерской. Фактически у нас сейчас в работе один крупный заказ - жилой комплекс "Садовые кварталы" на месте фабрики "Каучук" в Хамовниках. Мы - авторы концепции, проекта планировки, дизайн-кода, ландшафта, 24 домов и всей подземной части. Работы хватит года на три-четыре. Нельзя сказать, что мы сидим на пороховой бочке, но, если заказчик (ОАО "Садовые кварталы" Бориса Иванишвили . - Forbes) по какой-то причине решит остановить проектирование, мы в один момент лишимся всей загрузки мастерской. Застройщики надеются на помощь государства, а вы? Архитектурные власти говорят, что Москва готова раздавать частным мастерским заказы на проектирование детских садов и школ. Но их мало, на всех не хватит. Во-первых, есть много полугосударственных институтов. Во-вторых, после проектирования сложных, технологически продвинутых объектов переключиться на более простые - как сесть за школьную парту после преподавания в академии. А в третьих, при бюджете $600 за кв. м вести разговоры об архитектуре бесполезно. Что делать в этой ситуации архитектору? Вы не думали о том, чтобы, например, уехать работать за границу? Не хотел никогда. Основать собственную мастерскую за рубежом почти невозможно, даже несмотря на известность. И потом, в Европе ситуация ничуть не лучше. Это Москва до кризиса находилась в стадии процветания, а в Европе последние 10 лет очень мало строят. Поэтому и ехали к нам их архитекторы. Китай, Эмираты и Россия были для европейских архитекторов тремя мощнейшими магнитами. Принес ли кризис архитекторам что-то хорошее? Кое-что есть, конечно. Например, стало гораздо легче работать с кадрами. Люди понимают, что, если будут валять дурака, их уволят и устроиться куда-то им будет сложно. Стали более добросовестно относиться к работе. Изменит ли нынешний кризис российскую архитектуру? Говорят, что из-за экономического кризиса архитектура как-то изменится - но это неправда. Она не изменится, она будет увядать. Архитектору, как спортсмену, необходимо тренироваться - проектировать, строить, рисовать. Вот смотрите. Почему была активизация архитектурной мысли в 1920-е годы? Потому что очень много всего нужно было построить, страна была фактически голая. Проводились конкурсы, архитекторы стремились их выиграть. Но что проектировали тогда? То, что соответствовало тогдашней системе ценностей: гаражи, "министерства правды", дома нового быта. Кто будет заказывать это сейчас? Разве кирпичные здания с башенками и новый "Военторг", застройка Остоженки и Москва-Сити - это проявления одного и того же уровня культуры? Нет, конечно. Любой ребенок в своем развитии должен пройти некоторые этапы. Если человек какой-то этап не прошел, он возвращается к нему позже. Башенки - это непрожитая биография нашей страны. Не пожили баронами, графами, князьями - хотим пожить в замках. Пролетарское прошлое дает о себе знать. Некоторые объекты строятся исключительно ради бизнеса и абсолютно противоречат логике развития города. Например, гигантские торговые комплексы возле вокзалов, где и так скопление людей и транспорта. Или возьмите Остоженку. Несколько архитекторов и застройщиков годами работали там, создавали единую городскую среду. И вот сейчас там строится девятиэтажный "Парк Палас"! Ну что это такое? Заказчик смог "продавить" огромные объемы, и появился этот слон в посудной лавке. Глядя на этот дом, хочется вообще запретить строительство в центре. *** ПОРТФОЛИО СЕРГЕЙ СКУРАТОВ СПРОЕКТИРОВАЛ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЗДАНИЙ В МОСКВЕ, В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И на Украине. Известными в архитектурной среде стали Copper House и "Баркли Плаза" в районе дорогой столичной застройки на Остоженке, многофункциональные комплексы на Селезневской улице и Новоданиловской набережной и модернистский коттеджный поселок "20,71". Сейчас бюро "Сергей Скуратов Architects" ведет авторский надзор за строительством спроектированного по заказу компании "ДОН-Строй" "Небоскреба на Мосфильмовской" высотой 200 м и стоимостью $300 млн. Объем инвестиций в другой проект - застройку 14 га территории бывшего завода резинотехнических изделий "Каучук" в Хамовниках - и вовсе превышает миллиард долларов. В страну вошел капитализм, каким бы он ни был, хорошим или плохим. Самые активные люди положили 15 лет, чтобы обустроить свою жизнь и бизнес так, как они хотят. Мне при социализме жилось хуже. После окончания института в 1979 году я 16 лет фактически ничего не строил. А сейчас проектирую "Садовые кварталы" на месте фабрики "Каучук". Пытаюсь построить современный жилой квартал с хорошей архитектурой, необходимыми функциями и, к сожалению, редкими для Москвы городскими пространствами, садами, бульварами, водоемами. Восстанавливаю утраченные городские связи - окружающие улицы, пешеходные тропы и пространства, ритм застройки. Если бы не было 15 лет расцвета экономики и у меня не было бы опыта строительства домов похожего класса и типа, если бы я не участвовал во множестве конкурсов, - как бы я все это спроектировал? Но многое из того, что построено в Москве за последние 15 лет, просто ужасно. Архитектура не кино, она точно отражает действительность. Конкретные дома строили эти конкретные люди со своими идеалами, вкусами, экономическими возможностями. Архитектура - это материализация нашей экономики, с одной стороны, и уровня культуры - с другой. Но это и есть капитализм последних пятнадцати лет, о пользе которого для архитектуры вы сами только что говорили. Да, но в развитом обществе существует сбалансированность интересов и система общепринятых культурно-исторических ценностей. Законы, профессионализм архитекторов должны быть противоядием жажде девелоперов получать сверхприбыли. В том, что происходит сейчас на Остоженке, виноват отчасти и я: не отговорил своего коллегу, согласившегося участвовать в строительстве. А если уйдут последние частные заказчики, вы готовы проектировать по заказу московского правительства детские садики? Если мастерская окажется без работы, я, конечно, займусь поисками новых объектов, чтобы обеспечить людей зарплатой и работой. А кончится архитектура - займусь рисованием. С голоду не умру, по крайней мере так мне кажется сейчас.

Источник: Forbes
2024 ООО «Смайнэкс Управление Активами».
Информация на данном сайте не является публичной офертой, определяемой ст. 437 ГК РФ.Сделано в A M I O
+7 (495) 266-36-77