Уходящий год на рынке недвижимости, без преувеличения, можно назвать годом новых возможностей. Застройщики активно стимулировали интерес потребителей, бесстрашно внедряя новые схемы покупки. Собственники коммерческих объектов столь же неутомимо искали компромиссы с арендаторами, исследуя непривычную для себя рублевую зону. Что изменится в наступающем году и чем еще смогут удивить нас игроки рынка недвижимости, выяснял Ради Дома PRO.
Жилая недвижимость
Ольга Денисова, директор департамента маркетинга риэлторской компании «Магистрат» (входит в ГК «Интеко»):
«Наиболее оправданные стратегии сводились, как правило, к двум пунктам - не повышать резко цены из-за экономической ситуации и разрабатывать, в том числе и совместно с банками, новые удобные схемы покупки, например, субсидирование ипотечной ставки застройщиком, лизинговые схемы, рассрочки и т.п. Последнее было особенно актуально там, где не действовала ипотека с господдержкой - например, элитное жилье и все виды апартаментов. Тот, кто все это делал, получил вполне рабочий уровень продаж по году.
В 2016 году сохранится рынок покупателя: в 2015 году на рынок выведен рекордный объем проектов, начатых еще до кризиса, так что дисбаланс между большим объемом предложения и падающим спросом будет нарастать. Поэтому эта же стратегия, на наш взгляд, станет основой успешной работы застройщиков и в наступающем году. Главная конкурентная борьба будет вестись ценниками: качественные объекты можно будет купить по очень хорошей цене, так что 2016 год для покупки квартиры будет даже более удачным, чем 2015-й».
Леонард Блинов, заместитель генерального директора Urban Group:
«При условии, что программа субсидирования ипотеки будет продолжена в 2016 году, объем спроса на первичном рынке может быть сопоставим с 2015 годом. В случае стабильной макроэкономической ситуации в стране, динамика роста стоимости квадратного метра в Подмосковье сохранится на уровне инфляции. При невысоких ставках банковских депозитов, комфортные ставки по ипотеке делают вложения в недвижимость наиболее привлекательным способом сохранения средств. Например, при покупке квартиры на этапе котлована или раннем этапе строительства, потенциальная выгода может составить до 50% за два года, так как с повышением строительной готовности объекта растет и цена за квадратный метр».
Юрий Ильин, член правления, заместитель генерального директора по маркетингу, коммуникациям и работе с инвесторами «Группы ЛСР»:
«Безусловно, снижение спроса на рынке жилья есть, но девелоперам уже пора пересмотреть свои планы и понять, что такого ажиотажа, который мы наблюдали в 2014 году, на рынке уже не будет. Теперь будут востребованы исключительно качественные проекты у надежных застройщиков, на что мы и делаем акцент.
По нашим оценкам, 2016 год будет похож на 2015-й. Тренда к снижению цен нет, цены могут увеличиваться примерно в рамках инфляции. Все также много будет скидок и специальных предложений, на которые будут ориентироваться покупатели».
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»:
«Я не думаю, что пик кризиса уже пройден. Вероятно, в 2016 году мы продолжим наблюдать все основные тенденции рынка недвижимости второй половины 2015 года. В качестве антикризисной меры новые проекты все также будут выходить с дисконтом к рынку в 10-15%, девелоперы жилых комплексов - предлагать рассрочки, а также дисконты при единовременной оплате и ипотеке. Если сегодня клиенты могут рассчитывать на дисконт в среднем 6-8%, а по некоторым проектам и до 15%, то в следующем году средний размер скидок, возможно, сместится к верхней границе в 8-10%. Такая ситуация, вероятно, будет характерна для всего 2016 года, когда, собственно, и будет пройдено «дно» рынка. Стоит отметить, что по аналогии с 2015 годом, может быть отмечено снижение среднего ценового уровня - за счет смещения предложения в массовый сегмент и выхода новых проектов по сниженным, инвестиционно привлекательным ценам».
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»:
«На рынок всегда влияют два главных фактора - спрос и предложение. Баланс этих составляющих и определяет динамику продаж. На данный момент, к примеру, на столичном рынке объем предложения весьма внушителен - за год в старых границах Москвы на рынок вышло 50 новых проектов - 19 в массовом сегменте и 31 в бизнес/премиум-классе. Для покупателя это, конечно, очень неплохо, теперь у него есть еще более широкий выбор, тем более, что на фоне обострившейся конкуренции, застройщики предоставляют существенные скидки и предлагают очень доступные по меркам Москвы стартовые цены.
В среднесрочной перспективе наиболее реалистичным сценарием развития рынка представляется сохранение текущей ситуации. Хотя, разумеется, много будет зависеть от общей экономической ситуации в стране, от курса рубля, а также от действий правительства (в частности, будет ли продлена программа субсидирования ставок)».