ЗАСТРОЙЩИКИ ПЛАНИРУЮТ ВЫВОДИТЬ ПРОЕКТЫ ПО ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ

Мы предлагаем вам заглянуть в новый 2016-й год и познакомиться с планами московских застройщиков. Что готовят они покупателям в следующем году, следует ли ожидать серьезных перемен в ценовой политике девелоперов, в их подходах к строительству жилья, - об этом мы побеседовали с представителями ведущих строительных компаний.

Для того, чтобы создать нашим экспертам бодрый настрой, «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» начал с провокационного вопроса – а имеет ли сегодня смысл выводить на рынок новые объекты? Ведь предложений на рынке завались, а у народа финансы поют романсы, не до крупных покупок. Так, по оценке Дмитрия Земскова, генерального директора компании S&D (STRATEGY & DEVELOPMENT), спрос снизился по разным объектам и локациям на 15-40%. Ирина Семилетова генеральный директор АLVEK REALTY считает, что спрос в будущем году упадет на 20-25%. Так может лучше распродать то, что есть, а новые проекты отложить до лучших времен?

Объемы жилья впечатляют 

В том, что на рынке Москвы в ее «старых» границах предложений много, эксперты с нами согласились – это факт. По даннымИрины Доброхотовой, председателя совета директоров «БЕСТ-Новострой» в уходящем году столичный рынок пополнился 50 абсолютно новыми проектами: 19 вышло в массовом сегменте и 31 в бизнес/премиум-классе.

В целом, по итогам 2015 года объем предложения на первичном рынке недвижимости в Москве составил порядка 2,6 млн кв. м., - эту цифру приводит Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.

Однако надо понимать, что новые проекты, получили разрешение еще три-четыре года назад, «когда никто не мог предвидеть ни событий в Украине, ни обострения во внешнеполитической сфере и последовавших за этим санкций, которые в итоге привели к падению курса отечественной валюты и прочим экономическим проблемам», - подчеркивает Ирина Доброхотова («БЕСТ-Новострой»). Эксперт объясняет, что не выводить новинки на рынок девелоперы не могут – уже вложены немалые средства в участок, в согласовательные процедуры, получено проектное финансирование, а кредиты нужно выплачивать. Так что замораживать проекты никому не выгодно – товар надо продавать.

Рынок справится с таким объемами - в этом не сомневается Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», во-первых, потому что новые жилые комплексы уже выходят с хорошим дисконтом к рынку, а во-вторых, программа субсидирования ипотечной ставки продлена до 1 мая 2016 года.

Москва всегда была востребованной, напоминает управляющий директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина. В столице сейчас выводятся бюджетные проекты, и это может перетянуть часть спроса с рынка новостроек ближнего Подмосковья.

Есть у строителей и приличный задел – в Москве в 2015 году было выдано разрешений на строительство 7,46 млн кв. м, уточняет Мария Литинецкая («Метриум Групп»). По информации Ирины Доброхотовой («БЕСТ-Новострой»), в ближайшие три года в пределах МКАД на рынок выйдет еще ряд проектов по 158 адресам с общей проектной продаваемой площадью свыше 10,5 млн кв. метров.

Диктатура покупателя

Профессионалы рынка уверены в том, что новые стройки людям нужны несмотря ни на что. Так, Илья Машков, руководитель архитектурной мастерской «Мезонпроект» считает, что «смысл есть в тех локациях, где существует отложенный спрос. В районах со сложившейся инфраструктурой, где давно не было качественных новостроек, при любом рынке жилье будет востребовано». В первую очередь, по мнению эксперта, это относится к москвичам, которые не желают покидать любимый район, но хотели бы поменять свое жилье на лучшее.

По мнению Рустама Арсланова, директора департамента продаж ГК «Гранель», востребованы будут проекты, расположенные в удобной локации, в шаговой доступности от станций метро, железнодорожных станций и остановок общественного транспорта. Залог успеха также - развитая социальная инфраструктура в районе застройки и конкурентоспособная цена квадратного метра. «Кроме того, при проектировании новых жилых комплексов стоит учитывать меняющиеся предпочтения покупателей. Сегодня они в большинстве случаев выбирают квартиры небольших площадей», - дополняет эксперт.

С тем, что застройщики будут предлагать более скромные метражи, согласна и Ольга Денисова, директор Департамента маркетинга компании «Магистрат» (риэлтерская структура ГК «ИНТЕКО»): «продолжится общий тренд на снижение средней площади лота и увеличение доли малогабаритных квартир, в том числе студий».

Заместитель генерального директора по аналитике и консалтингу компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь напоминает, что однокомнатные квартиры – традиционно популярны у покупателей, на них приходится более 50% в общем объеме обращений.

А Екатерина Игнатьева, первый заместитель генерального директора компании «Мосреалстрой» полагает, что успехом будут пользоваться проекты, готовые к заселению, где квартиры продаются с полной отделкой.

Таким образом, девелоперам придется работать в условиях конкуренции и, по мнению Игоря Быченка, директора департамента продаж недвижимости компании «Галс-Девелопмент», им придется включать в проект дополнительные опции, которые будут выгодно отличать их от конкурентов.

В целом же, как формулирует Ирина Семилетова (АLVEK REALTY), «2016 год будет годом острой конкурентной борьбы за покупателя». А покупатель, как отмечает Даниил Селедчик, генеральный директор компании «Эталон-Инвест», стал более требовательным, и выбирает максимум комфорта и качества за минимальный бюджет.

Вот о бюджетах и поговорим. Вернее, о ценовой политике застройщиков – будет ли она меняться в новом году. Проще говоря – будут ли застройщики снижать цены?

Политика скидок и бонусов остается актуальной

На наш вопрос о возможном снижении цен комментаторы отреагировали по-разному. Часть экспертов заявили о том, что снижать цены больше некуда: «многие компании уже вычерпали свои лимиты и находятся на грани рентабельности», - выражает эту позицию Вартан Погосян, директор по маркетингу компании TEKTA GROUP. Таким компаниям, по мнению Екатерины Игнатьевой («Мосреалстрой»), останется сокращать объемы предложения. Иначе начнут появляться недострои и обманутые дольщики.

Некоторые небольшие компании будут вынуждены даже уходить с рынка, а крупные - перестраивать свой бизнес, предполагаетЕкатерина Артемова, ведущий специалист департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья». «Если ранее они занимались исключительно строительством, отдавая сопутствующие сферы деятельности на аутсорсинг, то в кризисное время эти компании могут взять на себя роль эксплуатирующих и прочих организаций», - говорит эксперт.

Оптимистично настроенные наши собеседники сообщили о том, что уже повысили или собираются повысить цены на свои продукты, но это повышение плановое – проекты дорожают по мере готовности, как обычно. Впрочем, как уточняет Наталья Шаталина («МИЭЛЬ-Новостройки), заложенный плановый рост цен будет составлять не 30-35%, а около 20%.

Практически все эксперты согласились с тем, что скидки и акции для покупателей сохранятся и даже могут быть еще «интереснее» чем сегодняшние. По мнению Марии Литинецкой («Метриум Групп»), если сегодня клиенты могут рассчитывать на дисконт в среднем 6-8%, а по некоторым проектам и до 15%, то в следующем году средний размер скидок, возможно, сместится к верхней границе в 8-10%.

Как замечает Владимир Богданюк (Est-a-Tet), девелоперам уже пришлось прибегнуть к различным и до недавнего времени на рынке не встречающимся инструментам стимулирования спроса: «Скидки заметно выросли - сейчас на рынке можно встретить дисконты и до 25%. Появились длительные беспроцентные рассрочки, а еще в прошлом году застройщики без процентов давали рассрочки не более чем на год, сейчас есть предложения с беспроцентной рассрочкой в течение нескольких лет». Кроме того, застройщики субсидируют банковские ставки, например, есть предложения от 7%.

Ну и наконец, ряд экспертов прогнозируют, что новые проекты будут выходить на рынок по вполне доступным ценам, ниже рынка, с точки зрения Марии Литинецкой («Метриум Групп»), на 10-15%. С этим соглашается и Ольга Денисова, («ИНТЕКО»), уточняя, что коррекция цен в пределах 10%, произойдет в сегментах бизнес- и комфорт-классов, так как в реализацию выйдет большой объем нового предложения по невысоким ценам. «Уже в 2015 году стала заметна тенденция снижения цен на старте продаж некоторых проектов, в результате среднерыночный показатель снизился до 158 тыс. руб./кв. м. В следующем году эта установка сохранится», - дополняет руководитель отдела аналитики ГК «Пионер» Анна Швецкова.

Таким образом, делает вывод Мария Литинецкая, средний стоимостной уровень может быть снижен и за счет смещения предложения в массовый сегмент, и за счет выхода новых проектов по инвестиционно привлекательным ценам. Такая ситуация, вероятно, будет характерна для всего 2016 года.

Что же касается роста цен, то он возможен, как отмечает Игорь Сибренков, заместитель генерального директора ООО «Мортон-Инвест», только вместе с общим экономическим подъемом: «тогда недвижимость начнет расти опережающими темпами».

Но до этого, пожалуй, еще далеко, а сейчас ясно главное: для покупателей ситуация складывается вполне благоприятная, им остается только пожелать, чтобы они могли позволить себе купить квартиры.

Источник –  http://domgo.ru/news/s/